От зрителя до героя: как становятся маршалами

Как в автоспорте появились маршалы?
История спортивных судей в автоспорте началась в конце XIX века, тогда стали проводиться первые автомобильные гонки. Уже тогда возникла необходимость в специалистах, которые могли бы обеспечивать безопасность как зрителей, так и гонщиков. Первые маршалы занимались в основном помощью во время аварий и предотвращением опасных ситуаций на трассе.
Важным этапом в развитии судейства стало появление флаговой сигнализации. Ее введение приписывают Альфреду Нойбауэру, руководителю гоночной команды Mercedes в 20–30-х годах XX века. Флаги были универсальным способом коммуникации между судьями и гонщиками, что значительно повысило безопасность и организованность соревнований.

Что входит в задачи маршалов?
Обеспечение безопасности: это одна из ключевых задач, особенно на трассе, где маршалы оперативно реагируют на аварии и другие чрезвычайные ситуации.
Сигнализацию: с помощью флагов и других средств коммуникации маршалы передают информацию гонщикам о состоянии трассы, опасностях и других важных аспектах.
Организацию соревнований: судьи участвуют в подготовке трассы, контролируют старт и финиш, а также следят за хронометражем.

Структура судейства в автоспорте
Среди маршалов есть своя четко выстроенная структура. Судейская коллегия — это сложная иерархическая система, где каждый специалист выполняет определенные функции. Рассмотрим основные категории судей.
Главная судейская коллегия (ГСК) выполняет ключевые функции, связанные с организацией, контролем и обеспечением справедливости соревнований. Например, к ней относится председатель коллегии спортивных комиссаров, руководящий работой всех маршалов. Без точности в гонках никуда, поэтому главный секретарь, технический комиссар главный хронометрист следят за документацией, техническими соответствиями авто участников и измерением времени.
Старшие судьи играют важную роль в обеспечении порядка, безопасности и соблюдения правил. Они анализируют ситуацию в реальном времени и мгновенно реагируют на нарушения.
Секретари и судьи также отвечают за проведение соревнований. Главная их задача - контроль за ходом заездов. Эта категория подразделяется на:
- Хронометриста: замеряет время прохождения кругов.
- Судью счета кругов: следит за количеством пройденных кругов.
- Судью (маршала) при участниках: работает непосредственно с пилотами.
- Технического контролера: проверяет техническое состояние автомобилей.
Судьи на трассе — те, кто напрямую влияет на то, что происходит на гоночном треке. Они «глаза и уши» судейской коллегии на трассе и выполняют множество задач, которые помогают сделать соревнования честными, организованными и безопасными. К ним относятся те, кто запускает гонки непосредственно для участников (маршал старта и финиша), сигнализирует участникам о необходимых действиях (маршал флаг-поста, в распоряжении которого флаги на каждый случай) и за кем последует пелотон в случае возникновения опасной ситуации (судья автомобиля безопасности).
Ассистенты (помощники) поддерживают работу судей, выполняя вспомогательные функции, такие как подготовка оборудования, документооборот и оперативная помощь на трассе.
спортивный судья первой категории
Как стать спортивным судьей?
Да, автоспорт не ограничивается парой человек судейской коллегии. Но как стать одним из маршалов?
Для этого нужно пройти несколько этапов:Участие в семинаре
Первый шаг — это обучение, в частности — специализированный семинар по подготовке спортивных судей. Такие семинары проводятся Российской автомобильной федерацией (РАФ) или ее региональными отделениями. На семинаре вы изучите правила соревнований, основы судейства, флаговую сигнализацию, технические аспекты и все, что важно знать для работы.
Оформление категории спортивного судьи
После успешного прохождения обучения и работы на соревнованиях вам будет присвоена категория спортивного судьи. Категория зависит от уровня подготовки и опыта. Начинающие судьи получают низшую категорию, ее можно повысить по мере накопления опыта и участия в гонках как маршал.
Получение лицензии спортивного судьи
Для официальной работы на соревнованиях необходимо получить лицензию спортивного судьи. Она выдается после успешной сдачи экзаменов и подтверждения квалификации, дает право работать на соревнованиях различного уровня: от региональных до международных.
Требования к кандидатам
Чтобы стать маршалом, нужно соответствовать следующим критериям:
- Возраст: кандидат должен быть не моложе 16 лет.
- Здоровье: работа маршала требует хорошей физической формы, так как приходится долгое время находиться на трассе в шумной обстановке и в любых погодных условиях.
- Личные качества: внимательность, ответственность и стрессоустойчивость — ключевые качества для спортивного судьи.
- Любовь к автоспорту: здесь, как и в любом деле, без искреннего интереса к делу и всему, что с ним связано — никуда.

Где можно работать?
По требованиям прошли, семинары посетили. Но где можно набраться опыта судейства?
При получении базового набора знаний вы можете начать применять их на реальных соревнованиях. Уровень мероприятий будет расти в зависимости от опыта и квалификации, а выбор дисциплин от вашего желания развиваться и учиться новому.
География соревнований
Автоспорт в России активно развивается, и соревнования проводятся практически в каждом регионе страны. Это открывает возможности для спортивных судей: вы можете работать на региональных, национальных и даже международных гонках.
Какой первый шаг я могу сделать сейчас?
«Нижегородское кольцо» проводит множество соревнований в зимний и летний сезоны. И ни одно из них не обходится без спортивных судей.
Если вы задумывались стать маршалом или роли простого болельщика не достаточно, то вот как присоединиться к судейской коллегии NRING:
Отправьте заявку на почту комплекса info@nring.ru (обязательно укажите ФИО, номер телефона, город и возраст). В скором времени вас добавят в группу, в которой будет вся подробная информация об обучении маршалов и мероприятиях. А после прохождения семинара по подготовке судей вы сможете попробовать свои силы на ближайших гонках в новой роли.
спортивный судья первой категории
В гонках есть место всем:
- зрителям на трибунах, наблюдающим за мастерством спортсменов.
- пилотам. И не важно, любительских или профессиональных серий;
- тем, кто решил, что рулить можно не только гоночным болидом, но и соревнованиями в роли спортивного судьи.
Кем быть — выбирать только вам!
До встречи на событиях «Нижегородского кольца».
Поделиться